• Каждый год, накануне Дня космонавтики, вспоминаю своего отца, ведь он имеет непосредственное отношение к этому празднику.

    Мой отец, Глазунов Николай Илларионович, был кадровым офицером-связистом. Окончил Рижское военное училище связи, он исколесил по разным гарнизонам почти всю страну, от ее западных рубежей до Карского моря. Закончил армейскую службу в 1975 году в г. Ефремове, в звании капитана, проработав затем в мирной специальности около 20-ти лет. До конца дней он оставался волевым и крепким духом человеком. Про таких говорят – «офицерская косточка».

    При жизни отец очень дорожил одним документом (не менее, чем полученными за службу Родине медалями) – почетной грамотой, которой в 1965 г. был награжден министром обороны СССР, дважды героем Советского Союза Р.Я. Малиновским за операцию по спасению космонавтов…

    А началась эта история 18 марта 1965, когда с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восход-2» с командиром Павлом Беляевым и пилотом Алексеем Леоновым на борту. Тот полет был необычным, поскольку в его программу входил первый в мире выход человека в космос.

    Когда корабль оказался на расчетной орбите, была надута специальная шлюзовая камера, до сего момента компактно крепившаяся с внешней стороны в районе люка «Восхода». Выход в открытый космос начался на втором витке. Беляев с пульта управления открыл люк в шлюзовую камеру, и Леонов в скафандре тут же перебрался в нее. Командир закрыл за товарищем люк и начал разгерметизацию камеры. В 11 часов 32 минуты 54 секунды Павел Беляев открыл наружный люк шлюзовой камеры, а спустя две минуты Алексей Леонов выплыл в открытое космическое пространство. Пять раз космонавт-пилот удалялся от корабля и возвращался к нему при помощи специального фала длиной 5,35 метра. В свободном полете Леонов находился 12 минут 9 секунд, после чего возвратился в шлюзовую камеру.

    Возвращение проходило с осложнениями. Скафандр Леонова сильно раздулся из-за разницы давления внутри и снаружи космической одежды. Леонов не мог войти в отверстие шлюзовой камеры. После нескольких безуспешных попыток вернуться Алексей рискнул стравить часть воздуха из своего скафандра. Только после этого он с трудом сумел протиснуться в шлюзовую камеру, а затем перейти на борт корабля.

    На этом трудности не закончились. Посадка «Восход-2» должна была состояться после совершения 17 витков вокруг Земли в автоматическом режиме. Но автоматика по какой-то причине не сработала. Корабль облетел планету еще раз, а на последующем витке командир «Восхода» Павел Беляев перевел машину на ручное управление, из-за чего спускаемый аппарат приземлился в нерасчетной точке.

    Капсула с космонавтами плюхнулась в заснеженную непроходимую тайгу Пермской области. Температура воздуха здесь была в то время ниже 50 градусов по Цельсию. Кроме того, понадобилось какое-то время, чтобы обнаружить место посадки по слабому сигналу радиомаяка.

    Как раз этим-то и занимались военные связисты, в том числе и дежуривший в тот день на «точке» техник-лейтенант Николай Глазунов, несший службу на пермской земле. Благодаря оперативной и точной работе, выполненной Николаем Илларионовичем и его коллегами – военными-связистами, спускаемый аппарат был вовремя обнаружен и на помощь его экипажу поспешили спасатели.

    В то время о трудностях и проблемах, с которыми сталкивались первопроходцы космоса, народу не сообщалось. С военных, знавших о подобных нештатных ситуациях, брали подписку о неразглашении таких сведений. Вот поэтому техник-лейтенант Н.И. Глазунов, принимавший участие в спасении экипажа корабля «Восход-2», и получил от министра обороны грамоту с формулировкой «За добросовестное отношение к служебному долгу при выполнении специального задания и проявленные при этом мужество, настойчивость и инициативу».


    Текст: Голубева Е.Н. (девичья фамилия Глазунова), житель Петроградского
    Фото: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Тэги:
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5