• Еще Ницше устами Заратустры говорил "Походка обнаруживает, идет ли кто по пути своему... Но кто приближается к цели своей, тот танцует".
    Мы уверены, что танцевальное искусство способно принести радость каждому, для этого даже не обязательно танцевать самому, можно просто наблюдать.

    18 декабря Антон Лабунскас провел мастер-класс по балет-модерну в Петроградском районе в студии танца Массимо на Б.Пушкарской улице. Это уже четвертый мастер-класс артиста на Петроградской стороне – предыдущие три прошли в 2016 году в студии Танцвиль на Большом проспекте. На уникальный мастер-класс с артистом балета в декабре организаторы пригласили зрителей, и после мастер-класса состоялась творческая встреча с Антоном, на которой он искренне поделился своими мыслями с гостями и участниками мероприятия. 

    ПРО МАСТЕР-КЛАСС 

    - Сегодня Вы проводили мастер класс для тех, кто занимается не только балетом, но и другими танцами, как появилась идея устраивать такие мероприятия? 

    А. Лабунскас: Идея зародилась у Екатерины Матвеевой, организатора танцевального проекта по проведению мастер-классов с профессионалами, и она заразила меня ей. Сначала мы делали открытые уроки для начинающих - знакомили участников с элементарными движениями и с балетом как таковым. Так все это начало зарождаться, людям стало нравиться, и потом уже пошли люди более профессиональные, занимающиеся и балетом, и другими видами танца участники. Им было это интересно, а мне стало приятно, что люди интересуются, не зацикливаются на каком-то одном направлении, им нравится развиваться и в других ипостасях. И так постепенно-постепенно... Вот сегодня меня очень порадовало количество людей и положительных отзывов. Значит все не зря, значит все правильно. Я думаю, в дальнейшем будет еще больше людей приходить. Но я пока планирую работать в том же ключе, что и сейчас - с элементами нео-классики, с элементами более свободного стиля. Я не скажу, что это в чистом виде модерн, есть модерн еще более современный, сюжетный и так далее. Здесь мы работаем над какими-то даже пластическими вещами, которые придают немного другое ощущение телу человека. И мне кажется, это очень полезно, особенно для людей, которые имеют более профессиональную подготовку, потому что они раскрывают свое тело с какой-то другой стороны. 

    - Что касается людей, у которых нет профессиональной подготовки, для них этот мастер-класс будет полезен? 

    А. Лабунскас: Я считаю, что для них это тоже полезно, может, что-то было сложно, сегодня, например. Но, в любом случае, это развивает координацию и музыкальность, это соединяет ноги с руками, с телом, со всем остальным. Мне кажется, это очень полезно. 

    ПРО НОВИЧКОВ

    - Антон, как Вы думаете, любому ли танцору полезно познакомиться с техниками балета, классического танца?

    А. Лабунскас: С техникой классического танца полезно познакомиться каждому, и это точно. Это альма-матер всего, через это должны все пройти. Когда ты владеешь техникой классики, тебе все остальное потом намного проще делать.

    - Что можете посоветовать начинающим танцорам?

    А. Лабунскас: Начинать с урока классики, с первой позиции.

    - Как человеку, который совершенно не связан с танцами, мне интересно, любого ли человека можно научить танцевать?

    А. Лабунскас: Танцевать профессионально – не любого. Тут вспоминается: "можно, конечно, и зайца научить курить", но можно ли потом будет на это смотреть?

    - А есть такие люди, которых видишь и сразу понимаешь: он танцевать точно не сможет?

    А. Лабунскас: Он сможет двигаться, он сможет танцевать на юбилее у бабушки, но на сцене, наверное, это не нужно все-таки делать. Такие люди есть.

    ПРО БИОГРАФИЮ

    -  Антон, Вы окончили Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой и сразу начали работать у Бориса Эйфмана. Как Вы попали в этот Театр?

    А. Лабунскас: Есть такой анекдот: "Просто повезло". На самом деле, был просмотр, нас отобрали – большое количество людей. На просмотре был Борис Яковлевич, Геннадий Григорьевич – наш директор, много других педагогов, целая комиссия.Был большой просмотр, нас целыми классами вели, еще на улице Лизы Чайкиной находилась наша, так называемая, база, сейчас это уже целая школа – академия танца Бориса Эйфмана. Подошел директор, сказал, что Борис Яковлевич нас берет – меня и еще нескольких артистов. И так все завертелось и закрутилось и привело к таким интересным моментам, что, уже даже не танцуя, я перехожу на педагогическую должность в театре, и продолжаю сам развиваться параллельно. Главное, мне кажется, не останавливаться на достигнутом.

    ПРО СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ И КЛАССИКУ

    - Изначально было ли сложно перейти от классики к современному танцу?

    А. Лабунскас: Сразу после академии было сложно. На это понадобился мне где-то год, для переформирования себя. Было непросто, потомучто в Академии А.Я. Вагановой нас, на тот момент, не подготавливали ни к чему подобному, и сейчас не готовят. Что касается академии танца Бориса Эйфмана – здесь стараются готовить изначально универсальных артистов, и это дает свои результаты.

    - Сколько обычно занимает "врабатывание" у артиста, который занимался классикой, чтобы полностью выйти на сцену современного балета?

    А. Лабунскас: Если артист состоявшийся, если он работает уже в театре, у него быстрее это происходит. Выпускнику, только пришедшему со школы, конечно, нужно влиться в коллектив, там все по-другому. Приходится переступать через себя – ты приходишь в театр и начинаешь снова учиться. И какое-то время нужно для того, чтобы стать артистом. В среднем, примерно, потребуется от полугода до года.

    - Если от современного танца опять придется вернуться к классике, насколько это сложно, не утрачивается ли навык?

    А. Лабунскас: Утрачивается, конечно. Те люди, которые занимаются только современным танцем, они уже не смогут станцевать чисто классику на том уровне, который нужен. Например, Диана Вишнева (бывшая прима-балерина Мариинского театра, сейчас артистка Американского театра балета – прим.ред.) танцует сейчас только модерн, ей это проще. Наоборот – нереально.

    ПРО ВДОХНОВЕНИЕ

    - В чем лично Вы черпаете вдохновение, что важно в танце для Вас?

    А. Лабунскас: Вдохновение – это интересное понятие. Я чувствую его в востребованности, во-первых, когда это кому-то нужно. Я начинаю черпать вдохновение именно оттуда. И для танца, и для всего. А вообще в танце нужно черпать все время вдохновение в любви – нужно находиться постоянно в состоянии влюбленности, открою маленький секрет.

    ПРО ВОЛНЕНИЕ И СТРЕСС

    - Всем известно, что артисты балета от больших нагрузок испытывают стрессы, как Вы с ними справляетесь?

    А. Лабунскас: Психологически часто бывает стресс, но он не всегда связан с физическими нагрузками. Артисты испытывают больше стресса от невостребованности, неучастия в каких-то постановках, от того, что сняли с роли, от еще каких-то вещей, намного больше, чем от физических нагрузок.

    Мы очень сильные, и если есть нагрузка, если ты нужен, если танцуешь, ты можешь работать сутками и не испытывать от этого стресс. Стресс больше идет из головы.

    - Вы волнуетесь перед выступлением на сцене?

    А. Лабунскас: Я выступаю с детства и, конечно, в том смысле, в котором общепринято использовать слово «волнение» я не испытываю его, как раз артистизм и есть то, что с детства дает возможность не волноваться, а выступать. Но другое волнение есть – переживаешь, насколько правильно и сильно выступишь, это приятное волнение, у артистов оно есть всегда! После спектакля бывает эйфория, к такому сильному приливу энергии, которое происходит во время балета невозможно привыкнуть, этим наша профессия и уникальна.

    - Можете ли Вы поделиться каким-то универсальным способом, как справляться с волнением?

    А. Лабунскас: Это все приходит с опытом. Я сам до сих пор всегда волнуюсь. Мне кажется, если люди не испытывают никакого волнения, в этом ничего хорошего нет. Всегда у нормального более-менее здорового человека есть такое ощущение, желание – хочется сделать хорошо. И ты, конечно, можешь волноваться.Но нельзя перегнуть палку и слишком сильно волноваться, потому что волнение – это вред. Лучший способ с ним справляться – это быть уверенным в себе. А быть уверенным в себе можно тогда, когда ты очень хорошо все отрепетировал, когда ты действительно сделал всё хорошо, и когда кто-то тебя похвалил и подбодрил. Попросите кого-нибудь похвалить! За день, за два порепетировать отдельно, что-то подсказать. И не нужно бояться публики, не нужно бояться людей, потому что люди, которые приходят на вас смотреть, они изначально идут смотреть на Ваше творчество, они расположены к Вам – надо опереться на их внимание. Конечно, нужен опыт, просто так выдерживать внимание большой аудитории не просто.

    - Со временем волнение не уходит, оно остается?

    А. Лабунскас: Да, у любого артиста оно остается. Все артисты волнуются, это нормальная человеческая реакция. Всегда, особенно перед массой, есть чувство страха. Но часто, я это по себе знаю, ты чуть-чуть волнуешься за кулисами, выходишь на сцену... И на что уже волноваться? Делаешь, как делаешь, и все. Волнение само собой исчезает. На сцене уже не волнуются, это закон!

    Бывает, что люди не могут справиться с волнением, и это потом заканчивается и травмами, и падениями, и просто какими-то провальными моментами. Такое бывает редко, так как вся сценическая деятельность направлена на спокойную работу на сцене и сильную, захватывающую, любую – но не нервную! Нужно себя держать, мы призваны в первую очередь творить на сцене. А рецепт, мне кажется, вырабатывается у каждого свой. Тут нет универсального совета. 

    ПРО СЦЕНУ КАК ЛЕКАРСТВО

    - Иногда приходится слышать, что артисты выходят на сцену в состоянии нездоровья или травмированными, как Вы к этому относитесь – как к неуместному геройству или наоборот?

    А. Лабунскас: Вы знаете, у каждого, конечно, свои ситуации, свои обстоятельства. И я хочу сказать честно, что сцена лечит. Бывает, ты выходишь с температурой или с какими-то болями. Выходишь – и на сцене об этом забываешь. Другое дело, что когда уходишь за кулисы, у тебя опять что то болит. Но на сцене бывает на какой-то момент это все исчезает, чудеса – это правда! Видимо, желание выступать настолько велико, что против законов природы происходит магическая анестезия – и всё в порядке!

    ПРО МЕЧТУ

    - Антон, есть ли какая-то партия, которую Вы всегда мечтали исполнить?

    А. Лабунскас:  Честно говоря, не было такого никогда. Я, наверное, как-то в общем стремлюсь танцевать, стремлюсь дарить людям позитивные эмоции. Что касается именно какой-то партии – нет. Так же я сразу бы ответил, что у меня нет, по большому счету, балетных кумиров. И вообще кумиров, в принципе, нет. Есть люди, на которых можно смотреть и в чем-то равняться, но всегда хочется идти своим творческим путем, своей дорогой.

    ПРО РАБОТУ НАД РОЛЬЮ И ЧТЕНИЕ

    - У Бориса Яковлевича в Театре балет психологический и драматический и там нет тридцати восьми лебедей, которые все одинаковые, а часто у каждого артиста кордебалета есть какой-то свой образ. Расскажите, как вы работаете над ролью именно с драматической составляющей – например, в "Up & Down" у Вас был очень яркий, запоминающийся образ, очень экспрессивный.

    А. Лабунскас: Мальчика-суицидника? Да, было дело. Это было психологически, и, признаюсь честно, над этой ролью я работал на постановочных репетициях и работал именно с Борисом Яковлевичем Эйфманом. Проходил через ор и крик, маты-перематы, через все, что угодно. Летал вместе с этой табуреткой и веревкой по залу. Было всякое, но в итоге это привело к шикарному результату. Многие знают меня, как артиста, именно по этой роли – безумный персонаж. Сейчас я уже не танцую практически, я на педагогической деятельности, я этим теперь руковожу. Оглядываясь назад, понимаю, что задача артиста – это полностью вжиться в роль, по-настоящему прожить ее за 2-3 часа, в этом есть искусство! Произведение обязательно надо прочитать, обязательно надо понять, какими средствами выразительности придется пользоваться, передать всё, что задумывает хореограф. Мы прикасаемся к миру не материальному, а к идеальному – надо передать нечто, что неподвластно словам – это ощущения, эмоции, чувства, это то, ради чего люди ходят в театр! 

    - Теперь отыгрываетесь?

    А. Лабунскас:  Я стараюсь не отыгрываться. Я стараюсь, как раз, быть честным, стараюсь поддержать артиста.

    Материал подготовила Аделаида Рош.

    Текст: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1