• 8 марта, в день рождения Андрея Миронова, в Санкт-Петербургском театре «Русская антреприза» состоялось очередное, седьмое по счёту, вручение Российской национальной актёрской премии «Фигаро» (статуэтка из бисквитного фарфора, изображающая Андрея Миронова в коронной его роли). 

    «Русская антреприза» – маленький театр на Петроградской стороне – в этот день становится очагом радости для настоящих героев сцены. Такого количества знаменитостей на квадратный метр не бывает нигде и ни у кого!

    В этот раз «Фигаро» получил Михаил Пореченков, известный по кино, но и прекрасно выступающий на подмостках МХТ. Волновался, как школьник на экзамене! Но актёр без нервов – не актёр. Тем более когда у тебя справа – Басилашвили, слева – Хазанов, а среди вручающих премию – маститые режиссёры (Андрей Могучий, Валерий Фокин, Алексей Учитель, Дмитрий Светозаров, Александр Орлов и другие). 

    «Фигаро» тем и хорош, что всех сводит воедино – молодых и почтенных, москвичей и петербуржцев, представителей разных школ и направлений. «Комедианты? Нет! Мы артисты, благородные артисты!» – говорит в финале «Леса» Островского трагик Несчастливцев. Вот этот образ – «благородные артисты» – и нужен публике. Пусть он идеализирован, да пусть хоть выдуман. Недаром актёры сегодня заменяют аристократию. С их жизни пишутся светские хроники, на них, даже на их одежду смотрят пристально и придирчиво: ну-ка, в чем была сегодня графиня NN (допустим, Марина Александрова)? 

    Графиня Александрова реально была на «Фигаро», в элегантном чёрном брючном костюме, с маленьким сыном. Получая статуэтку из рук Юлии Пересильд, рассказала, что именно на сцене «Антрепризы» когда-то дебютировала, будучи ученицей телевизионной школы.

    Что-то нездоровое есть в актёрском «величии», и подлинно большие артисты всегда стремятся снять это надутое «величие» шуткой, смешным жестом, самоиронией. Так всегда поступает, скажем, Олег Басилашвили – он, кстати, и вручал «Фигаро» Хазанову, с которым много лет играл в одном спектакле. Да, миллионы телезрителей помнят Хазанова по «кулинарному техникуму», и тут нет ничего зазорного, те миниатюры были шедеврами, но Геннадий Хазанов ведь и настоящий театральный артист, комедийного, конечно, окраса, но кто умеет играть комедию, тот, между прочим, умеет играть всё... 

    Многое на вручении «Фигаро» связано с творческим путём Андрея Миронова – он артист вахтанговской школы, и приз получил в этом году Евгений Князев, замечательный артист Театра имени Вахтангова и ректор «Щуки» (то есть театрального института имени Щукина). Когда театральное образовательное учреждение возглавляет артист такого калибра, веришь в будущее школы – и отберут кого надо, и выучат крепко. 

    Миронов играл в Театре Сатиры – и «Фигаро» получает Юрий Васильев, актёр Театра Сатиры, коллега Миронова. Не так это и легко – как и Высоцкий, Миронов выходил на сцену и превращал многих партнёров в невидимок. Немало надо труда, чтобы в этой ситуации найти свою тропинку, и Васильеву с годами это удалось. Он с юмором рассказал о том, как в том самом спектакле «Фигаро» вдохновенно исполнял роль лакея, а также спел «мироновскую» песню («Я этим городом храним...»). 

    Кстати, и Дмитрий Харатьян, тоже награждённый в этом году «Фигаро», спел «мироновскую» песню («Вжик-вжик-вжик – уноси готовенького»), спел по-своему, прекрасно, смешно и артистично. По «духу лёгкости» Харатьян, без сомнения, творческий родственник Андрея Миронова, но он не служит в стационарном театре, работает в антрепризах и не так хорошо знаком театральному зрителю. А жаль. Симпатичнейший артист. 

    Елена Камбурова! Это звонкое имя многим знакомо ещё с 60-х годов прошлого века. Нынче Елена Антоновна возглавляет свой театр, Театр музыки и поэзии, и это именно театр, не концертный зал. Там, кстати, работает превосходный театральный режиссёр Иван Поповски, и там можно увидеть и услышать, что такое «театр музыки», когда на сцену выходит Камбурова, проживающая душой каждый звук. «Фигаро» Камбуровой – совершенно закономерная и заслуженная награда. 

    «Фигаро» в этом году должен был получить великий Алексей Петренко, он буквально накануне смерти снимался у Рудольфа Фурманова в телепередаче «Театральная гостиная», но так обернулась жизнь, что статуэтку вручили его вдове и дочери. Мелания Петренко исполнила стихотворение Евтушенко «Идут белые снеги», которое готовила вместе с папой. Затем сыграла на скрипке бетховенского «Сурка». 

    Наградили также молодых актрис: Александру Урсуляк, Елену Калинину. Таким образом, была совершенно заполнена «вертикаль возраста», но в этом году не выстроилась «горизонталь пространства» – обычно «Фигаро» вручают какому-нибудь замечательному артисту из России, но не из двух столиц, а в этом году фигурировали только Москва и Петербург. Конечно, в будущем это исправится. 

    По материалам сайта газеты «Аргументы недели».

    Текст: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4