• В библиотеке им. А.С. Пушкина Петроградского района решили возродить традицию чтения вслух, которая оказалась неожиданно популярной. Чем же так привлекает этот процесс слушателей, как создать особенную атмосферу в «читальне» и какие бонусы приносит это мероприятие самой библиотеке?

    Ищем плюсы
    Мы стали подумывать о новых проектах после недавней перепланировки, которая открыла читателям свободный доступ к большей части наших книжных фондов. Почему бы не использовать мероприятия не только для привлечения на них самих, а для привлечения к чтению и библиотеке? Смещение фокуса внимания на культурные мероприятия — сегодня один из заметных трендов в публичных библиотеках, но у каждой библиотеки — свое финансирование и направленность. Многое зависит и от расположения библиотеки, от здания и планировки. Развернуться у нас негде — и масштабных акций, требующих значительных пространств, мы не в силах провести. Но у нас есть иные плюсы — мы небольшая уютная библиотека, по ощущениям — будто домашняя, и это действительно привлекает. В нашем понимании именно в такой библиотеке нужно продвигать традиционное чтение — в противоположность чтению на электронных носителях. В итоге наш проект стартовал в октябре 2016 г., и каждый понедельник мы проводим «Громкие чтения» — читаем вслух.

    История традиции
    Коллективное чтение играло огромную роль в пушкинскую эпоху — об этом можно судить по многочисленным письмам и воспоминаниям. Художественные произведения, нередко довольно объемные, читались вслух в кругу семьи или дружеской компании. В 40-х гг. ХХ столетия эта практика приобрела новое значение: во время ленинградской блокады жители приходили в библиотеку, чтобы послушать новости — вслух читали в основном газеты, книг было немного. И мы решили, почему бы не возобновить такую традицию, столь соразмерную нашей библиотеке и городу — читать вслух?

    Сегодня те, кто приходит на чтения с детьми, нередко спрашивают: а не читаем ли мы и для маленькой публики? Все-таки мы ориентированы на взрослую аудиторию, старше 14, но в детской библиотеке эта идея, по всему, тоже была бы популярна.

    Атмосфера
    Сеанс громкого чтения длится около часа, может, немногим больше. Поэтому мы подбираем небольшое произведение, которое можно прочитать за час, либо сокращаем его без потери смысла. Обстановка, пожалуй, одно из самых значимых слагаемых успеха — она должна быть уютной. Верхний свет мы приглушаем, чтец читает при помощи стилизованного настольного светильника, а слушатели сидят в полумраке — атмосфера создается почти магическая. При этом всех угощаем чаем. Большинство приходят на чтения после работы и когда им предлагают горячий чай — они в восторге! Чтение вслух возвращает и в полузабытые ощущения раннего детства, когда мама читала нам сказку — утрачиваемые нами, едва лишь мы начинаем читать самостоятельно.

    Живые обсуждения
    Уже после первых чтений стало ясно, что одного часа для этого мероприятия мало — произведение прочитано, но публика не желает расходиться. Слушателям нравится обсуждать книги, ведь поговорить о прочитанном — возможность, которую мы не можем себе позволить, читая в одиночку. Бывает, гости засиживаются вплоть до самого закрытия библиотеки, обсуждая произведение и биографию автора. Чтец, помимо самого чтения, должен быть готов ответить и на вопросы, выслушать и высказать собственное мнение — всем интересно, что думает выступающий, согласен ли с автором.

    Какие произведения вызвали интерес?
    «Палата № 6» А. П. Чехова вызвала живой отклик. Повесть не успели дочитать до конца и слушатели просили не прерывать чтение, так оно всех захватило, они действительно прочувствовали это произведение. Последующая публикация о состоявшихся «громких чтениях» Чехова набрала много лайков и репостов в социальных сетях, что для нас было удивительно.

    Произведение Н. С. Лескова «Гора» — очень глубокое, но малоизвестное — вызвало много вопросов и всеобщее желание дочитать, но это редкое издание и не оказалось возможности всем его выдать. Нужно быть готовым, что после удачных чтений слушатели захотят продолжить знакомство с автором и взять его книги. Например, после чтений Аркадия Аверченко у нас разобрали все его книги, даже коллективные сборники, хотя томиков этого автора у нас немало. Но и предугадать интерес читателей заранее бывает сложно.

    Публика
    Конечно, одна из прагматичных целей проекта — привлечь в библиотеку больше читателей. Что нас удивило: многие гости не только из других районов, но и вовсе не из Петербурга. Уже на одно из первых чтений слушательница привела друга, приехавшего из Италии, — оба были очень довольны. Со временем — ведь проекту уже полгода — стали появляться и постоянные слушатели, которые выразили желание и сами выступить в роли чтецов. Кто-то приходит ради самого действия и атмосферы, кто-то — целенаправленно слушать конкретное произведение. Большинство гостей записываются в библиотеку, берут книги автора, открывают для себя библиотеку с новой стороны.

    Проект привлек и молодежь — им нравится открытый доступ в залах и они рады отыскать здесь последние новинки или книги, которые невозможно найти. Мы всегда расспрашиваем их, что интересно читать, из какой области. Не все любят классику, и не всю. Сейчас большой интерес вызывают графические романы. Да, вслух их не почитаешь, но если на вопрос о том, есть ли такой-то комикс, им отвечаешь: «Есть», — это вызывает всплеск интереса и желание взаимодействовать. Многие, кто записался, побывав на «громких чтениях», в дальнейшем приходят сюда работать со своими гаджетами, не стесняются задавать вопросы библиотекарям.

    Олеся Аверьянова, библиотекарь, куратор проекта «Громкие чтения», Центральная районная библиотека им. А. С. Пушкина.

    Текст: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3