• 8 сентября в Петропавловской крепости, в Невской куртине (правая сторона) открылась выставка «Тихие голоса».

    За последние 30 лет было проведено много исторических исследований о блокаде, были опубликованы книги воспоминаний, блокадные дневники и фотоальбомы. Но в области визуализации этой темы многое осталось в традиционных формах, перешедших в наше время из советского прошлого.

    Проект-исследование «Тихие голоса» ставит своей целью поиск новых визуальных образов в разговоре о блокаде Ленинграда, новых способов говорить на волнующую нас противоречивую и сложную тему, привлекая современные технологии и открывая малоизвестные источники.

    Задачей проекта является восстановление, проявление, возобновление голосов блокады, различные способы наведения диалогических мостов между современной аудиторией и пластом истории, отделенным от нас десятилетиями идеологической цензуры и самоцензуры свидетелей (П. Барскова).

    В проекте «Тихие голоса» происходит исследование повседневной жизни человека в осажденном городе, осуществленное на основе доступных исторических публикаций, архивных источников и частных свидетельств. С помощью современных визуальных форм художники-участники проекта рассказывают о стойкости и силе людей, испытаниям которых нет примеров в истории Второй мировой войны.

    Сейчас людей, переживших блокаду, осталось немного, и интервью - серьезное испытание для столь пожилых людей. Дневники, написанные во время блокады, становятся постепенно единственными источниками, читая которые можно хоть как-то приблизиться к пониманию жизни людей в осажденном городе. В дневниках, как правило, нет критики руководства города, нет политических рассуждений, большинство из них проникнуто желанием описать жизнь в городе и каждодневные испытания как можно точнее.

    О. В. Синакевич в конце ноября 1941 г. сделала следующую запись о значении ведения дневника: «...сейчас важно вести дневник, записывать в него все, без разбора, — все мелочи нашей теперешней жизни, нашего домашнего быта в условиях осажденного города ... все случайные уличные встречи и наблюдения, анекдоты, все мимолетные мысли, потому что не нам сейчас судить, что со временем явится наиболее ценным для воссоздания полной картины переживаемых нами исторических дней». (Из книги Н. Ломагина «Неизвестная блокада»).

    Художники, работая с архивами, преодолевали своеобразные «трудности перевода». Преобразование блокадной темы в плоскость художественного высказывания требовало от художника быть видимым, оставаясь при этом прозрачным (П. Барскова).


    Текст: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1