• Юные скрипачи сыграли на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы в Библиотеке Кировских островов. Выразительная и виртуозная игра детей на скрипке оказалась способной вызвать слёзы радости и грусти даже у самого юного зрителя.

    Участники концерта представили все великолепное разнообразие звучания этого музыкального инструмента и унесли слушателей в далекие страны, где танцы — это неотъемлемая часть жителей эпохи барокко, классицизма, романтизма и даже современности. Юные музыканты проиллюстрировали это следующими произведениями: «Турецкий марш» (Л. В. Бетховен), «Венгерский танец» (Е. Шерванский), «Полька» (С. В. Рахманинов), «Славянский танец №6» (А. Дворжак) и др. Харина Кристина и Бобыкина Анна увлекли зрителей в таинственный, сказочный, волшебный мир арий и колыбельных. Присутствующие смогли ощутить диапазон влияния звуков скрипки: от мгновенного подъема настроения и радостного оптимизма до глубоких переживаний.

    В программе концерта прозвучали произведения русских и зарубежных композиторов, а так же русские народные, украинские, немецкие, венгерские и славянские танцы; песни, арии из опер и мюзиклов. Исполнители: лауреаты и дипломанты международных конкурсов. Класс преподавателя «ДШИ им. М.И Глинки г. Всеволжск» Никаноровой Юлии. Партия фортепиано: Мареева Александра Григорьевна.

    Перед концертом сотрудники библиотеки побеседовали с преподавателем ДШИ им. М.И. Глинки Юлией Никаноровой о том, что дает ребенку игра на музыкальных инструментах и как превратить обучение игре на скрипке в увлекательное занятие:

    - Юлия, как в Вашу жизнь вошла музыка? 

    - В 4 года я умела читать и пела различные песенки, попадая в ноты, при этом, не зная их. Тогда родители решили отдать меня в музыкальную школу. Придя в подготовительный класс, меня прослушали и определили, что у меня абсолютный слух. Тогда преподаватель и предложила мне скрипку. На первом уроке, услышав, как играют взрослые ребята, я как зачарованная смотрела на этот прекрасный инструмент и слушала красивое произведение Жюля Массне «Размышление» (тогда я не знала, что это за пьеса), и в тот момент я поняла, что очень хочу научиться играть на скрипке и стать профессиональной скрипачкой. И я ею стала.

    - Вы щедро делитесь чарующими звуками скрипки с окружающими. Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас, о чем поет Ваша скрипка? 

    - Спасибо. Помимо работы в школе я веду концертную деятельность, как солист, так и в составе оркестров, квартетов, дуэтов. У меня за плечами очень много разнообразного репертуара от классики до современной музыки. Люблю осваивать новый материал и поэтому в концертах, где принимаю участие, я стараюсь максимально расширить диапазон произведений, как известных, так и неизвестных. Я вкладываю в свою игру все эмоции, переживания, радости и волнения, стараюсь донести все это до слушателя, чтобы он не просто слушал произведение, а понимал и переживал вместе со мной, или переносился бы в свой мир, где можно было бы о чём-то подумать, помечтать.

    - Юлия, что касается преподавания: Вы обучаете игре на скрипке и взрослых, и детей? 

    - На сегодняшний день только детей. Практически во всех государственных музыкальных школах обучение проходит с детьми. Существуют частные школы, где обучаются взрослые, а также имеются отдельные репетиторы. Два года назад я занималась с ученицей 17 лет, и могу сказать, что сейчас она играет не хуже, чем профессиональный ученик 4 класса музыкальной школы.

    - Все знают, что маленьким детям полезно лепить, рисовать — это развивает моторику. Как Вы считаете, что получает ребенок, которого с детства обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте? 

    - Я думаю, что ребенок получает меньше свободного времени поиграть во дворе с другими ребятами в футбол. Лепить, рисовать, вязать, та же игра на музыкальном инструменте развивает моторику. Ребенок приобретает свободу движений, развивает координацию, умственное мышление, рефлексы, наглядно-образное мышление. В целом ребенок получает всестороннее развитие.

    - Есть ли у него какие-то преимущества перед теми, кто музыкой не занимался? 

    - Преимущества… Не думаю, ведь каждый ребенок уникален по своей природе. Кому-то удается математика, кто-то получает нобелевскую премию по литературе, кто-то становится великим композитором или солистом. Но я думаю, что для общего развития, даже если ребенок не станет профессиональным музыкантом, полезно научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Яркий пример Альберт Эйнштейн — физик (играл на скрипке). Агата Кристи написала свой первый рассказ, о том, почему ей так трудно играть на рояле на сцене.

    - Как Вы считаете, игра на скрипке развивает математические способности, логическое мышление и речь? 

    - Конечно. Взять чтение с листа или подробный разбор произведения, подумать в какой тональности произведение, в какой части смычка играть те или иные длительности, сопоставление тактов, длительностей и нот, как приготовить руки, чтобы произведение звучало. Кроме того, перед этим поставить определенные задачи, что нужно сделать, осмыслить их, пропеть про себя мелодию, звуки, чтобы представить, как должно звучать произведение. Повторюсь, что игра на скрипке помогала Альберту Эйнштейну решать сложные физические задачи.

    - Юлия, как у опытного и талантливого педагога, у Вас наверняка есть свои «фишки». Как превратить обучение игре на скрипке в увлекательное занятие, а не в тяжкий труд для ребенка? Как сделать так, чтобы не разонравилось, не надоело? 

    - В первую очередь, я исхожу из интересов ребенка, хочет ли он сам научиться играть на скрипке, а не родители «заставили». С малышами уроки провожу в игровой форме. На первых уроках мы поем песенки, которые будем играть с аккомпанементом, рассказываю про скрипку, великих скрипачей, играю, а в последующие занятия, когда ребенок уже держит скрипку, мы играем с ним дуэтом, ученику это очень нравится! Часто ребята приходят ко мне на концерты, слушают с интересом, потом задают вопросы, иногда даже пытаются разобрать произведения, которые я играла. Ребенок перенимает от взрослого некоторые моменты жизни и педагог должен быть авторитетом для своих учеников. На уроке я играю на скрипке пьесу, которую играет ученик, так как она должна звучать, это мотивирует ребенка на более частые домашние занятия и у него появляется стремление к росту, развитию, и стимул сыграть так, как преподаватель. Ребята всегда с удовольствием приходят на уроки. По моему опыту, чтобы не разонравилось играть на скрипке, ребенку нужно по возможности больше выступать на концертах, конкурсах, слушать различные выступления скрипачей, посещать театры и концертные залы, так у него появляется еще больший интерес к занятиям и к инструменту.

    Благодарим Юлию Александровну Никанорову за полезную информацию и советы для наших читателей. Желаем ей талантливых учеников и благодарных слушателей!


    Текст: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2