• Одной из традиций гимназии №85 Петроградского района являются летние практики – школьные археологические экспедиции, проводимые в рамках проекта «Пятая четверть». Не каждая экспедиция, а их было шесть, забирается так далеко, как экспедиции прошлых лет. Например, в 2016 г участники работали в Приазовье на Таманском полуострове, в прошлом году – в Кенозерском национальном парке (Архангельская область).

    В этом году судьба забросила юных путешественников в Брянскую область. Здесь на реке Десне в селе Хотылево открыто несколько археологических памятников, датируемых возрастом 70-40 тыс. лет до н.э.. Первыми поселенцами в центре Русской равнины были неандертальцы. Именно они оставили многочисленные кремнёвые орудия (остроконечники, скребла, ножи и проч.) и следы их производства, а также кости ископаемых животных, которыми питались. Все находки здесь – древнейшие не только на Русской равнине, но и в Европе. А самыми интереснейшими – это произведения искусства – статуэтки из бивня мамонта, большая часть которых изображает женщин с крупными формами, так называемые "палеолитические венеры".

    Говорят, что археология – это наука, вооруженная лопатой. Современная археология не изобрела другого способа, как добраться до артефактов – продуктов человеческой деятельности прежних веков только сняв огромные объемы породы. Такая работа называется вскрышей. Это тяжелая и изнурительная работа «на лопате» - досталась команде гимназии. Городским жителям, мягко говоря, не часто приходится заниматься подобным делом, а современным молодым людям и подавно, поэтому с непривычки болели и руки, и спины. Но именно такая работа позволила ребятам понять труд ученых и сформировать навыки простой работы.

    Кроме работы на памятнике все участники экспедиции участвовали в археологических экспериментах – кремневыми орудиями, изготовленными по технологиям каменного века (т.н. репликами), резали мясо, древесину, кости. Ученых интересовало, какие следы остаются на каменных орудиях при работе. Именно благодаря экспериментам, в которых участвовали ребята, удалось получить эталоны с большим временем работы по мясу, мелу, дереву и кости.

    Организовать экспедицию, а особенно школьную непросто. Для этого нужны не только знания, опыт и умение сформировать команду заинтересованных детей, но и надежные партнеры. Уже много лет таким партнером и работодателем является Институт истории материальной культуры Российской академии наук РФ (ИИМК РАН РФ). Очередная школьная археологическая экспедиция гимназии № 85 «Десна-2018» проводилась под эгидой Верхнедеснинской экспедиции ИИМК, руководителем которой  являлся Александр Очередной, научный сотрудник института, кандидат исторических наук который не только рассказал о том, как была заселена эта территория, но и показал, как реконструируются события прошлых тысячелетий.

    Основное время в экспедиции занято непосредственно раскопками – это конечно интересно, но также и с любопытством открывают для себя природу и культурную среду того места, где они находятся. Так участники экспедиции совершили ряд литературных экскурсий, посетив музей усадьбу Ф.И. Тютчева в селе Овстуг и дворянскую усадьбу А.К. Толстого в селе Красный Рог. Мы не могли не согласиться со словами Алексея Константиновича, который как-то заметил: "Красный Рог не Рим, но очень красив". Впечатлили ребят и дремучие леса партизанских лесов брянщины, и прохладные воды Десны – самой крупной водной артерии Брянской области, и поля вблизи Овстуга. Даже карта Брянской области открывает страницы её истории. Русская простота и краткость проявилась в населенных пунктах с такими немудреными названиями, как Окоп, Пчела, Май, Марс, Пасека, Свисток. Унечский район Брянской области буквально пронизан отголосками советского периода: село Ленинский уголок, деревня Волна Революции. А маленькая деревня Безбожник опускает на землю. Близость к столице отразилась в таких названиях деревень как Новая Москва  Сухаревка и Хитрова слободка, а история и география - в названиях сёл Бородино и Дудинка (населенный пункт с одноименным названием есть и на полуострове Таймыр).  Загадкой на карте лежит  деревня Улица – да-да, древня Улица. Судя по карте с одной единственной улицей. И… вдруг,  случайно затесавшиеся сюда этимологические загадки  деревни Шняки и Запольские Халеевичи.

    Что даёт ребятам участие в школьных экспедициях? На этот вопрос ответил участник экспедиции выпускник гимназии 2018 года, золотой медалист Павел Пономарев:

    На спальник променяв кровать
    И в свой успех так твердо веря,
    Упорно начали копать
    Мы землю парка Кенозерье.
    Достав свой первый артефакт,
    Чуть поработав мастерками,
    Я счастлив был (и это факт!)
    Коснуться прошлого руками.
    Сперва показалось, что я откопал
    Совсем неприметный осколок,
    Но приехал домой и гордо сказал:
    "Мама, я археолог!"

    Вот он ответ – гордо сказать родителям, что прошел одним броском почти двадцать километров под проливным дождем с тяжеленным рюкзаком за плечами или сказать себе: «Я сделал (сделала) это!», или, после двухнедельного махания лопатой, или сидения в скрюченном состоянии мастерком или ножом снимая слой за слоем землю, что бы обнаружить древнее поселение – заявить: «Мама, я археолог!».

    Важны не только собственные ощущения, но и внешняя оценка. Вот слова признания научного сотрудника ИИМК М.Н. Желтовой, руководителя экспериментальной части: «В целом хочется выразить сердечную благодарность участникам экспедиции. Помимо физически трудной работы на раскопе ими была осуществлена немалая серия экспериментов, причём хорошего качества. Изучение и описание полученных микроследов будет производиться после окончания полевого сезона, но и сейчас можно отметить добросовестное отношение к работе всех участников экспериментальной программы… Работа Натальи Прокофьевой и Дарьи Туренко по обработке мела, помимо эффективной наработки комплекса микроследов, имела и эстетический результат – скульптурки горного козла и медведя были прекрасно стилизованы под палеолитическое искусство. Горный козёл украсит собой кафедру антропологии МГУ, а фигурка медведя примет дальнейшее участие в экспериментах по изучению влияния процесса археологизации древних артефактов». 

    Текст: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2