• 18 сентября в 16.00 в Музее петербургского авангарда (ул. Профессора Попова, 10) открывается выставка «Цвет и форма: ВХУТЕМАС – ГИНХУК» из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга и частной коллекции.

    Выставка — часть большой программы, объединившей выставочные проекты и научные конференции (программа прилагается).

    В течение первого постреволюционного десятилетия в Петрограде-Ленинграде существовали многочисленные группы и объединения художников, принадлежавшие к самым разным, порой диаметрально противоположным направлениям изобразительного искусства. Среди них две институции, работавшие в русле новаторского, авангардного течения: учебная, созданная на базе петербургской Академии художеств — ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН и научно-исследовательская — ГИНХУК.

    ВХУТЕМАС/ВХУТЕИН и ГИНХУК, созданные в 1920-е годы в Петрограде-Ленинграде, просуществовали довольно непродолжительное время. Однако, несмотря на это, новаторские изыскания этих учреждений оказали заметное влияние на развитие изобразительного и прикладного искусства всего XX и начала XXI века, а теоретические и практические разработки в немалой степени легли в основу современного дизайна.

    Учебное заведение по подготовке художников новой формации образовалось на базе бывшей Академии художеств. За десять лет оно четырежды поменяло название и программу обучения: ПГСХУМ (1918 – апрель 1921) – Петроградские государственные свободные художественные учебные мастерские, ВХУТЕМАС (апрель 1921 – 1924) – Высшие художественно-технические мастерские, ВХУТЕИН (1924) –– Петроградский государственный высший художественно-технический институт, ЛВХТИ (1924 - в связи с переименование Петрограда в Ленинград) – Ленинградский высший художественно-технический институт. В рядах преподавателей этих учебных заведений находились К. С. Малевич, М. В. Матюшин, П. Н. Филонов, В. Е. Татлин и др. Несмотря на новаторские нововведения, эта школа все равно оставалась довольно консервативной.

    Подтверждением этому может служить решение Совета ВХУТЕМАСа от 12 ноября 1921 года, которое на предложение К. С. Малевича создать индивидуальные мастерские отдельных художественных течений (академическое, центральное и новое) большинством голосов постановило: «Организационный план учебной жизни Академии художеств … не может быть поставлен в зависимость от каких-либо течений и направлений в искусстве. Новые проблемы, выдвигаемые течениями или направлениями в искусстве, могут быть предметом изучения лишь в исследовательских институтах или мастерских».

    Не исключено, что такое решение стало одной из причин образования ГИНХУКа. ГИНХУК (1924-1926) – Государственный институт художественной культуры – новое, не имевшее мировых аналогов научно-исследовательское учреждение, было создано на базе первого в мире музея нового искусства – МХК (1919 - 1924) – Музея художественной культуры. Институт располагался по адресу: пл. Воровского (ныне Исаакиевская площадь), 9/2. Первые исследовательские отделы появились при МХК в октябре 1923 года по инициативе Павла Николаевича Филонова.

    По мнению Малевича с появлением супрематизма цикл живописного развития завершился. Искусство после квадрата перестало давать новые формы, поэтому живопись могла существовать только как предмет изучения.

    Всесторонним препарированием изобразительного искусства в ГИНХУКе занимались пять отделов.

    В отделе живописной культуры (заведующий К. С. Малевич) исследовали живопись по пяти направлениям: импрессионизм, сезанизм, кубизм, футуризм и супрематизм. Художники искали живописные элементы, свойственные каждому из этих направлений, тем самым развивая теорию прибавочного элемента.

    Сотрудники отдела органической культуры (заведующий М. В. Матюшин) постигали природу и мир как единый целый организм, исследовали цвет и форму в зависимости от изменений условий зрительного восприятия во времени и пространстве, руководствуясь созданной Матюшиным теорией расширенного смотрения.

    В отделе материальной культуры (заведующий В. Е. Татлин, затем Н. М. Суетин) работали над изучением конструкций «вещей быта».

    Отдел общей методологии (заведующий П. Н. Филонов, затем И. Г. Терентьев, с июня 1925 года – Н. Н. Пунин) занимался построением теории по созданию новых эстетических понятий и методов для объективной художественной критики.

    В фонетическом отделе (заведующий И. Г. Терентьев) изучали звук.

    А экспериментальный отдел исследовал архитектурную деятельность живых организмов (заведующий П.А. Мансуров).

    При каждом отделе были научные сотрудники, аспиранты и практиканты. В основном, это преданные ученики заведующих отделами.

    На выставке в Музее петербургского авангарда демонстрируются живописные и графические произведения, архитектурные проекты и предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные художниками в процессе обучения во ВХУТЕМАСе/ВХУТЕИНе, а также исследовательские работы сотрудников ГИНХУКа, посвященные проблемам изучения цвета и формы. Представленные экспонаты показывают разные аспекты образовательного и научно-исследовательского процессов, происходивших в этих учреждениях и их тесную связь.

    В экспозиции можно увидеть коллажи с колерами и геометрическими фигурами, как пример работы с цветом и формой, а также акварельные и карандашные зарисовки на расширенное смотрение М. В. Матюшина. Его популярность как педагога была велика, он имел многочисленных учеников, которые в качестве практикантов и аспирантов продолжали занятия в ГИНХУКе. Работы учеников Матюшина — О. П. Ваулиной, Е. М. Магарил, Е. К. Эвенбах, Н. И. Кострова демонстрируются в экспозиции.

    В экспозицию вошли произведения учеников и последователей П. А. Филонова – Л. Ф. Фроловой-Багреевой, В. А. Сулимо-Самуйлло, Р. М. Левитон, искавших новые выразительные средства по методу «сделанности».

    Экспонируются супрематические композиции художницы А. А. Каган, ученицы К. С. Малевича, одно из которых — эскиз обоев для жилых помещений нового быта.

    Интересны театральные эскизы художника В. Г. Борисковича, в которых задачи влияния цвета на форму и формы на цвет решаются в практическом применении – в сценографии.

    Супрематические композиции Н. Н. Суетина нашли отражение в росписи сервиза, изготовленного на Дулевском фарфоровом заводе.

    На выставке также представлены работы таких ленинградских художников и архитекторов, как И. Л. Лизак, К. И. Нелиус, Н. А. Митурич, В. А. Щуко, получивших художественное образование в ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе и в начальный период творчества идейно связанных с ГИНХУКом.


    Текст: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6