• Как сообщает «Новостной портал Петроградского района», листая страницы военной истории Петроградского района, рассказываем о предприятии «Канат», история и работа которого неразрывно связаны с историей создания российского флота Петром I.

    По указу императора канатные мастера и прядильщики были перевезены в Санкт-Петербург для развития канатного производства. В первой половине XVIII века на Петровском острове канаты и верёвки изготавливали около 12 ремесленных контор, которые обеспечивали строящиеся на Адмиралтейских верфях корабли.

    Канатная фабрика, о которой идет речь, была основана в 1800 году Якимом Федоровичем Готом, вобрав в себя все существующие канатные артели на Петровском острове.

    Первоначально производство было ручным с конным приводом, но с 1836 года в производственный процесс были вовлечены паровые машины. Фабрика производила канаты, снасти, веревки, корабельные и рыболовные лини, буксиры, снасти для сплава леса, приводные канаты, смоленую паклю (конопать) и прочее.

    В 1900 году после пожара фабрика была перестроена, а при ее оборудовании были применены новейшие технологические усовершенствования.

    Канатная фабрика Гота наряду с другими предприятиями была национализирована в 1918 году и в 1920 году переименована в Петровскую канатную фабрику «Петропенькострой», в 1922 году – Петроградскую государственную фабрику «Канат».

    В годы Великой Отечественной войны фабрика единственный раз останавливала производство — с 1941 по 1943 год, когда часть оборудования была эвакуирована. Во время блокады Ленинграда в зданиях фабрики селили солдат. Оставшиеся в осаждённом Ленинграде рабочие фабрики активно участвовали в строительстве оборонительных сооружений, входили в систему МПВО.

    Во время Великой Отечественной войны работники предприятия вместе с моряками эскадренного миноносца «Стойкий», впоследствии переименованного в «Вице-адмирал Дрозд», защищали свой город. В 1942 году после ремонта винтов и очистки подводной части корпуса корабль перешел к причалу фабрики «Канат», а в 1943 году у территории фабрики миноносец вёл огонь из своих орудий по фашистским позициям.

    В марте 1943 года фабрика возобновила выпуск канатов, в которых очень нуждалась страна.

    В 1944 году в период операции «Нева-2» боевую позицию у фабрики «Канат» занимал уже другой корабль - эсминец «Свирепый». В этот период наши войска начали наступление на противника, поэтому своевременная артиллерийская помощь эсминца была крайне необходимой. 14 января 1944 года главный калибр эсминца «Свирепый» открыл огонь по врагу. Массированные огневые налеты чередовались с методическим обстрелом. Артиллеристы эсминца заставили замолчать две батареи противника на основном участке наступления наших войск. Обстрелы противника эсминец проводил до 17 января 1944 года, пока позволяла дальность стрельбы.


    В память о тех событиях на территории предприятия «Канат» (Петровский проспект, д. 20/1), на стене жилого корпуса, построенного в первые послевоенные годы, в 1975 году была установлена мемориальная доска, посвященная эскадренным миноносцам «Вице-адмирал Дрозд» и «Свирепый». В нижней части доски изображен контур эскадренного миноносца типа «Сторожевой», к которому относились оба корабля.

    Текст на доске: «От причала фабрики «Канат» в 1942-1944 годах Гвардейский эскадренный миноносец «Вице-адмирал Дрозд» и эскадренный миноносец «Свирепый» вели уничтожающий огонь по врагу. Осенью 1943 года отсюда производилась переброска войск и боевой техники на Ораниенбаумский плацдарм».


    Текст: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Петроградского района Санкт-Петербурга
    Тэги:
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3