• 30 октября традиционно празднуется День тренера. Мы знаем чемпионов, спортивных звезд, но мало задумываемся о тех людях, кто мотивирует, помогает им добиться таких высоких результатов. Быть тренером значит быть наставником, психологом, другом, который открывает своим воспитанникам дорогу в мир физической культуры и спортивных достижений.

    Вадим Пушев – старший тренер спортивной школы олимпийского резерва по парусному спорту «Крестовский остров». Параллельно Вадим тренирует олимпийские классы «49» и «49FX» – мужской и женский скоростной класс в олимпийской программе.

    В преддверии праздника, Вадим рассказал, как развивалась его спортивная карьера, что его мотивирует, каких успехов достигли его воспитанники.

    - Расскажите о себе, как оказались в спорте?

    - В спорт меня привели родители, поздновато по нынешним временам – в 11 лет. Сейчас принято приводить ребенка максимум уже лет в десять. Начал ходить я не в парусную школу, а просто в юношеский морской экипаж. Мы ходили на ялах вокруг ЦПКиО, на веслах под парусами. Потом у нас появились «Оптимисты» – на 20 человек было 2-3 лодки. Мы в Гребном канале по очереди на них ходили. Потом попал в секцию ВМФ. Там уже начался спорт. А когда перешел в центральный клуб, в яхт-клуб профсоюзов, начал ездить на соревнования, выступать в городе. Олимпийским спортом закончил заниматься в начале 2000-х, перешел в любительский, а работать продолжил уже в сфере административного управления.

    В 2011 году стал тренировать.

    В Советском Союзе было очень много школ: в городе больше 20. Когда я занимался, было уже около шести. Потом был период, когда парусный спорт пришел практически в упадок. А когда в Петроградском районе открылась наша бюджетная школа олимпийского резерва по парусному спорту, это стало новым витком развития парусного спорта в Петербурге. За пару лет она стала самой успешной не только в городе, но и в России. Если в процентах говорить, порядка 40% наших спортсменов составляют сборную России.

    - Расскажите, как проходит ваш день?

    - Мой день всегда начинается по привычке с разминки. Встаю примерно в одно время, очень рано, делаю разминку, через день занимаюсь бегом. Поддерживаю себя в физической форме, чтобы со светлой головой заниматься делами.

    Затем из дома на работу, тут всякие организаторские моменты, если это касается такого межсезонья, как сейчас. Сейчас все основные регаты закончились – Первенство и Чемпионат России. Остались последние соревнования среди малышей в Геленджике, Первенство России класс «Оптимист», и все. Все олимпийские классы закончились. И у нас сейчас начинается межсезонье: много ОФП, у кого-то отдых недели три, у кого-то учеба.

    А с 10 января в Сочи начинаются тренировочные мероприятия: половина воспитанников нашей школы поедет в составе сборной России на эти мероприятия. Только в Сочи мы можем проводить специальную подготовку на воде, больше выхода в море нет такого, чтобы была более-менее плюсовая температура.

    - А в школе занятий на воде уже нет?

    - Нет, уже холодно. У нас критическая температура – это градусов 10. Когда меньше 10 градусов, неэффективно получается: конечности мерзнут.

    - А какое утверждение Вам ближе «спорт – это жизнь» или «жизнь – это спорт»?

    - И то и другое мне близко. Потому что спорт – это жизнь, я живу спортом: все время пытаюсь достичь каких-то целей. А вообще, я счастливый человек, потому что на работе занимаюсь любимым делом. Ну а жизнь, по сути, везде же спорт: спорт – это конкуренция, игра «по правилам». Жизнь складывается из конкуренции. Спорт и конкуренция – это очень схожие понятия.

    - Расскажите, сколько воспитанников вы тренируете, в каких классах?

    - Я курирую и тренирую класс «49» и «49FX», тренирую вместе с Юрием Анатольевичем Коноваловым – это заслуженный мастер спорта, чемпион мира в олимпийском классе, знаменитый человек. Вот мы с ним в паре работаем. Ребят у меня: 8 мужчин и 3 женщины.

    Еще параллельно я занимаюсь молодежным классом «29», который является переходным, как раз подготовительным к моему олимпийскому классу. Там человек 10-12. Чем выше ты идешь, больший отсев, в олимпийском классе – единицы.

    Многие начинают заниматься и уходят, причины разные: учеба, здоровье, быстро сдаются, если не получается. Но тем не менее они уходят не с пустой головой, потом в жизни все равно все, кто занимался парусным спортом, умеют стратегически мыслить, умеют руками работать. Они довольно успешные люди в будущем, даже если они чего-то не достигли в профессиональном спорте.

    - Что для вас является мотивацией, чтобы каждый день добиваться целей?

    - Тут смотря в какое время. Когда был в олимпийском классе, конечно, в спорте высших достижений, главная награда – медаль. Тогда у меня были кумирами Юрий Анатольевич Коновалов, Валентин Манкин, очень много звезд было раньше, кто сборной СССР приносил медали на Чемпионатах. Мы читали их книги, очень хорошая – «Белый треугольник» Валентина Манкина. Прочитав ее, невозможно чтобы человек ушел из спорта. Советую ее прочитать. К сожалению, он недавно ушел из жизни.

    Когда я перешел в тренерство, как раз тогда отдал своего ребенка заниматься парусным спортом – поначалу меня это очень мотивировало. Чуть позже, у меня появилась группа ребят, и я понял, что это моё. Когда я видел горящие глаза у детей, видел, что парусный спорт – это дело их жизни – вот это была настоящая мотивация довести ребят до высоких результатов.

    - Какими достижениями воспитанников можете похвастаться?

    - В классе «29» мы достигли приличных успехов: мои спортсмены дважды медалисты на Чемпионате мира и вторые на Чемпионате Европы. Это один и тот же экипаж, он трижды достиг таких высот. Потом они выиграли несколько этапов Кубка Европы, заняли третье место по результатам выступления в 2018 году среди европейских команд в Кубках Европы из 330.  

    Если по мужским экипажам, то у нас тоже очень высокий результат – 10 место на Чемпионате мира. Казалось бы, 10-е – невысокий результат, но до этого никто даже его никогда не занимал. А еще, это такой Чемпионат мира в классе «29»: он без ограничения возраста, там очень высокая конкуренция. Ну и эти же ребята выигрывали Кубки Европы, первые места занимали несколько лет подряд.

    - Как Вы мотивируете своих воспитанников?

    - Считаю, что я нахожу общий язык с молодежью. Может, потому что я сам такой был, и мне чего-то не хватало, и я хочу, чтобы они реализовали то, что у меня не получилось. Я знаю все их желания и отстаиваю их: социальные вопросы, премии. Ну и потом, они мне доверяют: они видят, что я пытаюсь довести до чего-то хорошего, великого. В подготовке, к мелочам я отношусь очень скрупулёзно, контролирую их: питание, чем они занимаются ежедневно. А они, в свою очередь, чувствуют, что ими занимаются. Мне кажется, это их мотивирует посещать занятия, тренироваться, показывать отличные результаты. Ну и плюс, мне удалось наработать довольно хорошую базу знаний в этих классах. Есть преимущество в нашей команде: мы тренируемся так, что немножко больше знаем, чем другие команды, есть у нас свои секреты.

    - Какие цели ставили в начале года и какие достигли?

    - Как правило, у нас очень насыщенный календарь международных выездов. Пришлось скорректировать планы и цели. Поставили цель выиграть все российские регаты во всех классах, или по крайней мере быть в призах. Мы их выполнили даже с перебором, потому что сейчас был Чемпионат России: у нас практически во всех классах был пьедестал. Ну есть классы, где 3 место, а есть классы, где прямо с 1 по 5 – все наши спортсмены.

    Потом мы выиграли спартакиаду с разгромным отрывом: Санкт-Петербург выиграл Спартакиаду среди всех регионов России и наша школа принесла городу 67% всех очков. На пьедестале – 1, 2 и 3 места – все наши тоже.

    - А какие планы ставите на следующий год?

    - Мы надеемся, что будем участвовать в тест-ивентах, олимпийских отборах и олимпиаде. Основные цели: поддерживать форму и выигрывать дальше все российские регаты.

    - Завершая, что пожелаете вашим воспитанникам?

    - Я желаю им целеустремленно и сплоченно двигаться дальше, не обращая внимание на временные трудности. Ради чего мы занимаемся: чтобы отстаивать нашу страну на международных соревнованиях. Чтобы они шли к этой мечте, тренировались, поддерживали себя в форме, выполняли программу, которую говорит тренер.

    Текст: пресс-служба администрации Петроградского района
    Фото: пресс-служба администрации Петроградского района
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5