• 27 января 1944 года наш город был полностью освобожден советскими войсками от фашистской блокады. В честь памятного события Галина Владимировна Фомина, руководитель Петроградского отделения общественной организации «Жителей блокадного Ленинграда» рассказала о жизни в блокадном городе, о голоде, о Дне прорыва блокады и об обществе «Жители блокадного Ленинграда»

    Самое страшное – голод

    Я родилась в ноябре 1936 года, на начало Великой Отечественной войны мне было всего пять лет. Наша семья жила в коммунальной квартире, состоящей из восьми комнат, на улице Достоевского. Помню нашу комнату: окна плотно занавешены одеялами, стоит буржуйка, труба от которой выведена в коридор через вырезанное отверстие в двери, свет от коптилки, и крошечки хлеба на столе.

    Отец ушел на фронт, мать работала учетчицей на швейной фабрике «Комсомолка» (ныне «Салют»), а бабушка помогала разбирать деревянные дома, которые шли на дрова. У меня была сестренка, она родилась в конце лета 1941 года, но в том же году ушла из жизни. Во время войны я ходила в детский сад. Первый садик запомнился только по бомбоубежищу, куда мы часто спускались во время бомбежек нашего города. А вот со вторым детским садом у меня сохранились теплые воспоминания – за мной пришел папа перед своим уходом на фронт. Крепко взял за руку и повел домой. И так было спокойно и хорошо идти с ним рядом. Почему-то это единственное воспоминание об отце.

    Вообще, чем дальше уходит блокада, тем ярче и осознаннее воспоминания. За водой мы ходили на Неву. Мама спускалась к проруби и набирала бидон воды. Больше – не принести, не было сил от голода. Около проруби лежали замерзшие трупы людей, которые пришли за водой, спустились к реке, а встать уже не могли. Вниз они съезжали сидя на льду, как с горки, а обратно подняться было уже очень тяжело. Когда шли по улице, я видела замерзших людей, лежащих прямо на земле. Дома у нас было очень холодно. Мы топили буржуйку, когда находились дрова. Воду грели и использовали только для питья, а спали в пальто и валенках. Во время обстрелов на крышу нашего дома летели зажигательные бомбы, дом качался волной, а я пряталась в сундук, который стоял в общем коридоре.

    Самое страшное – это голод. Ощущение постоянной нехватки еды сидит до сих пор внутри и не поддается описанию. Помню, как я доставала из плиты опилки и кушала их. Под бомбежками мы собирали зеленые мороженные капустные листья, которые потом отмывали и ели. В садике нам давали маленькие тарелочки с манной кашей, сваренной на воде, поэтому, наверное, каша имела синеватый цвет. Но мы были счастливы, ели кашу по чуть-чуть, растягивая удовольствие. А в канун нового 1942 года объявили, что будут выдавать кровяную колбасу по рабочим карточкам по 500 г, я стояла в очереди за этой колбасой и хлебом. Зима выдалась холодной, мороз доходил до минус тридцати градусов. Начался обстрел, нас впустили в магазин. Когда кончилась бомбежка, было уже темно, и я, прижав у груди колбасу и хлеб, пошла домой, у меня был светлячок-фонарик, он освещал дорогу.

    Больше всего мне запомнилось 18 января 1944 года – День прорыва блокады. Я тогда лежала в больнице им. К. А. Раухфуса, а город на Неве сильно обстреливали. И, конечно, до сих пор я вспоминаю салют, который озарил ленинградское небо 27 января 1944 года – я сидела на ступеньках Биржи, радуясь освобождению города. А вот День Победы для нашей семьи – траурный. Именно девятого мая в два часа дня мы получили похоронку на отца. После этого события уже ничего не помню, просто провал в памяти. Так что для меня это праздник со слезами на глазах.

    Галина Владимировна окончила математический факультет Педагогического института им. А.И. Герцена. Тридцать лет она проработала инженером-программистом в опытно-конструкторском бюро «Электроавтоматика». Была награждена почетным знаком за активную работу в профсоюзе. Даже на пенсии ведет активную жизнь: любит посещать выставки и концерты, слушает лекции в библиотеке им. В.И. Ленина, занимается скандинавской ходьбой и, конечно, руководит обществом ЖБЛ Петроградского района. У Галины Владимировы есть дочь и внучка, которым она тоже рассказывает о жизни и войне. Но уже личное и сокровенное.

    Берегите наш город-герой

    «Общество ЖБЛ создано для сохранения и увековечивания памяти героического подвига защитников Отечества и жителей блокадного Ленинграда, воспитания на их примере юного поколения. Мы – не коммерческая организация, поэтому существуем на собранные минимальные членские взносы. А деятельность у нас активная, – рассказывает Галина Владимировна. – До пандемии мы часто беседовали с учащимися Академии танца Бориса Эйфмана и с воспитанниками Кадетского корпуса Следственного комитета РФ. Встречи наши проходили на территории музея «Дети блокадного Ленинграда», который я рекомендую обязательно всем посетить. Мы поддерживаем и поздравляем блокадников с Днем Рождения, помогаем им чем можем, организуем исторические экскурсии, участвуем в общественной жизни района. Блокадники могут также отдохнуть в пансионате «Заря» в поселке Репино. Оформление путевок осуществляется через МФЦ по предоставлению документов. Очень благодарю общественную организацию «Большая Медведица» и Академию танца Бориса Эйфмана за внимание, заботу и помощь нам, блокадникам».

    К сожалению, с каждым годом численность наших дорогих ленинградцев катастрофически сокращается. Большинство из них уже отметили свой 85-летний юбилей. Поэтому вступить в общество ЖБЛ теперь могут дети и внуки блокадников, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» или знаком «Житель блокадного Ленинграда». Для этого необходимо обратиться в первичные организации по месту жительства. Потомки блокадников участвуют во всех мероприятиях общества ЖБЛ и считаются полноправными его членами.

    Отдельно Галина Владимировна хотела бы обратиться к юношам и девушкам:

    «Молодежь у нас замечательная, но немногие знают о подвиге Ленинграда. Выросло другое поколение, изменился менталитет города, а участников войны остается все меньше и меньше. Мы, жители блокадного города-героя, коренные ленинградцы-петербуржцы, обращаемся к Вам – нашим молодым землякам, с наказом. Берегите наш город, изучайте его историю и культуру, чаще бывайте в историческом центре, музеях и театрах, сохраняйте культурные, трудовые и боевые традиции Петербурга. Формируйте у себя моральные качества, которые помогли нам выжить в блокадные дни: интеллигентность, демократичность, доброжелательность, ответственность, сознательность в учебе и работе, искреннюю любовь к городу на Неве. Вместе мы сможем сохранить героическое прошлое и традиции ЖБЛ».

    Петроградское отделение общества «Жителей блокадного Ленинграда» расположено по адресу: Каменностровский проспект, 26-28.

    Юлия Федорова

    Текст: пресс-служба администрации Петроградского района
    Фото: пресс-служба администрации Петроградского района
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2